Между целесообразностью и гордыней
Небоскребы — символ индустриального века, как пирамиды — символ Древнего Египта. Когда и почему начали строить небоскребы, зачем строят сейчас и будут ли строить в будущем? Небоскреб (калька с английского skyscraper) — очень высокое здание, которое используется в качестве жилого, офисного или производственного помещения. Высоту небоскреба в международной практике измеряют от уровня тротуара до наивысшей точки конструктивных элементов здания, включая шпили, но не включая телевизионные и радиоантенны, флагштоки и т.п. В русском языке чаще используется определение «высотное здание», или «высотка». В России таковыми считаются здания высотой более 75 м или более 25 этажей, при том что «сталинские высотки» — это именно небоскребы. В других странах под термином «высотное здание» обычно понимают здание высотой от 35 до 100 м. Минимальная высота здания, которое считается небоскребом, должна составлять 100 м. Хотя в США и Европе небоскребами принято считать здания высотой не менее 150 м. В некоторых случаях минимальная планка определяется в 200 м. По мнению известного отечественного архитектора-градостроителя А.А. Цветкова, здания и сооружения высотой до 120 м (30–35 этажей и ниже этой отметки) можно отнести к классу высотных, а здания высотой в 120 м (40 этажей) и выше — к небоскребам. Рубеж в 120 м выбран потому, что самые низкие облака проплывают именно на этой высоте. Для инженеров-строителей, в отличие от архитекторов, принципиальное отличие между многоэтажным зданием и высотным начинается тогда, когда при проектировании доминируют горизонтальные силы ветра, а не вертикальные нагрузки. На сегодняшний день в мире уже построено 2632 небоскреба высотой более 150 м. Из них больше всего в Китае (вместе с Гон-конгом и Макао) — 864, в США — 667, в Японии — 175, в Объединенных Арабских эмиратах — 152, в Южной Корее — 137, в Австралии — 73, в Сингапуре — 67. Самый первый Первым «небоскребом» во всех источниках называют здание страхового общества, построенное в 1885 году (и снесенное в 1931) по проекту архитектора Уильяма де Барона Дженни в Чикаго, хотя в нем было всего 10 этажей (позже было достроено еще два этажа, и высота здания достигла 55 м). Это было первое здание в мире выше пяти этажей. Но по-настоящему роднит его с небоскребами не этажность, а технология. Впервые в конструкции здания был использован несущий металлический каркас, который поддерживал внешние и внутренние стены (второй обязательный элемент небоскреба — лифт — к тому времени уже был изобретен). Поэтому именно с момента применения каркасного домостроения начался отсчет «эры небоскребов». Чикаго в те годы интенсивно развивался, население быстро увеличивалось, остро ощущалась нехватка городских территорий. Мощным импульсом для интенсивного внедрения новых технологий в строительстве стал пожар 1871 года. Из-за него большую часть зданий Чикаго, крупнейшего индустриального центра Америки, надо было отстраивать заново, и высотные технологии оказались весьма кстати. Кроме того, в условиях экономического подъема высота здания стала символизировать успех и процветание владельца. Большинство новых высоток строились по заказу крупных фирм и компаний. И с этого момента началось соревнование толстосумов-честолюбцев в строительстве самого высокого здания. Особенно активно этот процесс шел в главном финансовом центре страны —Нью-Йорке. Ограниченное пространство и дороговизна земли на Манхэттене создавали финансовые предпосылки для строительства небоскребов. Уже в 1913 году архитектором Кэссом Гилбертом по заказу мультимиллионера Фрэнка Вулворта, хозяина сети 5- и 10-центовых магазинов в городе «Большого Яблока» был построен небоскреб в 57 этажей и высотой 241 м. Самый известный В 1931 году высотное строительство перешагнуло трехсотметровую отметку. Тогда был построен до сих пор самый известный нью-йоркский небоскреб —Эмпайр Стейт Билдинг —102 этажа, высота в 381 м. После завершения строительства в 1931 году и до 1972 года он оставался самым высоким зданием в мире. После того как в 2001 году были разрушены башни-близнецы Всемирного торгового центра, Эмпайр Стейт Билдинг (ЭСБ) снова стал самым высоким зданием в городе и вторым по величине среди всех зданий в США. Он и сегодня уступает лишь чикагской башне Сирс (110 этажей, высота 443 м). ЭСБ был назван Американским обществом инженеров гражданского строительства (American Society of Civil Engineers) одним из семи чудес современного мира. В 1986 году здание было признано Национальным историческим памятником (National Historic Landmark). В 2007 году, по данным Американского института архитектуры (AIA), ЭСБ занял первое место в рейтинге популярной архитектуры США (List of America's Favorite Architecture). Вторая волна интереса к небоскребам прокатилась в послевоенные годы уже по европейским странам, когда много городов было разрушено в результате боевых действий. В Европе лидером по наличию высотных зданий является Франкфурт-на-Майне, который сравнивают с Чикаго и Нью-Йорком. Франкфурт входит в число крупнейших европейских финансовых центров, в нем расположены офисы более 420 немецких и международных кредитно-финансовых компаний и банков. Самый высокий Третий этап истории небоскребов начался в странах Юго-Восточной Азии, где до сего времени наблюдается быстрый экономический рост. Лидерство по высоте с большим отрывом от конкурентов удерживает высочайший небоскреб мира «Бурдж Халифа» в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты) в 163 этажа и высотой 828 м. Он построен в 2009 году и превосходит не только все небоскребы, но и все прочие сверхвысокие сооружения в мире (телебашни, мачты, трубы). Почему строят Сегодня пределы по высоте зданий не ограничены техническими или архитектурными возможностями. Создатель Останкинской телебашни и автор конструкции каркаса высотного здания МГУ инженер Н.В. Никитин считал, что удаление мусора с верхних этажей высотного здания станет задачкой посложнее, чем расчет его конструкции. Теоретически же конструкторами давно уже разработаны проекты зданий высотой до 4000 м. Однако, высотное строительство очень затратно. И чем выше здание, тем, с каждым новым этажом, выше затраты на обеспечение его прочности и безопасности, затраты на коммуникации и инженерные системы, а также затраты на эксплуатацию здания в дальнейшем. И независимо от того, насколько дорога земля, с определенной высоты дополнительные этажи становятся убыточны с экономической точки зрения. В качестве примеров небоскребов, высота которых превысила экономически обоснованный уровень в чисто рекламных целях, называют разрушенные башни-близнецы Всемирного торгового центра на Манхэттене или башни Петронас в столице Малайзии - Куала-Лумпуре. Накопленный за рубежом опыт говорит о том, что с учетом стоимости земли оптимальными по экономическим показателям являются 30–50-этажные здания. Здания же большей этажности возводят исходя из дороговизны земельных участков или необходимости экономить жизненное пространство. В крупнейших столицах мира небоскребы строят на территориях деловых и административных зон, что обусловлено высокой стоимостью земельных участков, ограниченностью городских площадей. В Китае высотное строительство растет мощными темпами в силу большой численности населения. Во Франции заселено 80% территории, а в Японии для обитания пригодно лишь 20%. В ОАЭ высотки и небоскребы строят как статусные объекты. Хотя и площадь ОАЭ, часть которой занимают пустыни, составляет всего 83,6 тыс. км2, что примерно равно площади Ленинградской области. Из сказанного очевидно, что в основе высотного строительства, где бы оно не осуществлялось, лежит здравый смысл и экономический расчет, но, с определенной высоты здания, они перерождаются в символы статуса, амбиций и престижа. Небоскребы в России В России история небоскребов началась с так называемых «сталинских высоток». Их строительство в Москве было приурочено к 800-летию столицы. Все восемь зданий были заложены в один день (от строительства восьмой «высотки», где впоследствии возвели гостиницу Россия, отказались в связи со смертью Сталина). Из построенных семи небоскребов самый высокий — здание МГУ на Воробьевых горах: 240 м, 36 этажей. Притом что высотные здания строились и позже, здание МГУ оставалось самым высоким до последнего времени, пока пальму первенства не перехватили здания Московского международного делового центра «Москва-Сити» — самого амбициозного проекта в Российской Федерации. Башня «Москва» (76 этажей, высота 302 м) из комплекса «Город столиц» в «Москва-Сити» вошла список десяти лучших небоскребов мира по итогам 2010 года, заняв в нем 8 строчку. А башня «Восток» (506 м) комплекса «Башня Федерация», возводимого на территории «Москва-Сити», станет самой высокой в Европе. Сегодня список самых высоких зданий России высотой более 150 м составляют 26 зданий, из них 25 в Москве, одно — Екатеринбурге. Зданий высотой 130 м и более, построенных и достраивающихся, достигших своей максимальной проектной высоты — 53. Из них 3 в Екатеринбурге (включая жилой комплекс), 1 — в Санкт-Петербурге, 1 ЖК — в Саратове и 1 ЖК в Грозном. В целом же, строительство небоскребов в России, в тех же масштабах, что и за границей, пока не практикуется по ряду причин. Во-первых, у нас все же нет недостатка земли. Не последним фактором является и российский климат. Для того чтобы отапливать очень высокое здание, обдуваемое всеми ветрами, требуется больше энергии. Есть и другие причины, в том числе менталитет, отсутствие технологий, недостаточный уровень качества работ, отсутствие нормативной базы, сложности тушения верхних этажей небоскреба при пожаре и др. Поэтому вполне оправдано мнение, что возводимые сейчас в России небоскребы — это просто «дань моде». Но любое явление имеет свои положительные и отрицательные стороны. Pro Экономное использование имеющейся территории при острой нехватке земли и ее высокой стоимости — один из основных аргументов в пользу небоскребов: на небольшой площади можно построить большее количество квадратных метров. Небоскребы — это, как правило, уникальные архитектурные объекты. Они могут играть роль визуальных акцентов, «доминант» в панораме города, являться его культурной достопримечательностью, объектом паломничества туристов. С точки зрения экологии положительная сторона заключается в том, что на большом расстоянии от земли воздух чище: вредные вещества в условиях городской застройки концентрируются ниже 5 этажа. На заре своего появления небоскребы помогли решить задачу повышения эффективности управления промышленностью и финансами, стали инструментом повышения деловой активности в растущих городах. И в этом плане они себя как явление, возможно, еще не исчерпали. Contra Против небоскребов при оценке их воздействия на человека и окружающую среду чаще всего упоминаются следующие факторы. И строительство, и эксплуатация небоскребов требуют значительно большего расхода ресурсов, что связано с избыточным потреблением энергии и колоссальными эксплуатационными расходами. В хорошо спроектированном небоскребе используется менее 70% внутреннего объема, остальное занято опорными конструктивными элементами, лестничными клетками и лифтовыми шахтами. В обычном здании можно использовать более 80% пространства. В эксплуатации даже 15–20-этажный дом обходится значительно дороже «девятиэтажки». В современных высотках используется до 30 систем инженерного оборудования. Это системы отопления, вентиляции, водопровода, канализации, мусороудаления, пожарной безопасности, автоматизации, лифты и др. И все эти системы отличаются от тех, которые используются в строительстве обычных домов. Например, при проектировании мусоропроводов и канализации обязательно учитывается гравитационная составляющая, поэтому дополнительно устанавливаются гасители скорости, принимаются меры по снижению шума. Высотные здания подразумевают установку лифтов, движущихся с гораздо большей скоростью, чем в обычных домах. Сегодня скоростными считаются лифты, скорость движения которых превышает 2,5 м/сек, но уже выпускаются лифты со скоростью движения порядка 15 м/сек. Стандартную пятиэтажку такой подъемник пролетит за секунду. А максимальная грузоподъемность скоростного лифта может достигать сегодня 4,5 тонны. Кроме того, требуется взаимоувязка работы различных систем, поскольку они могут оказывать друг на друга существенное влияние. Например, в силу возникающих воздушных потоков не должны одновременно открываться мусоропровод и входная дверь, для чего необходима система автоматического взаимодействия шлюзовых систем. В высотных зданиях необходимо проводить постоянный мониторинг как самой конструкции, так и всех ее инженерных систем. Для этого в них устанавливаются тысячи датчиков, с которых постоянно снимаются показатели. А для обслуживания требуется целый штат высококвалифицированных специалистов, которые обеспечивают контроль технического состояния небоскреба. Время жизни небоскреба ограничено. Чем выше здание, тем меньше его век. И хотя срок жизни современных небоскребов закладывается не менее 100 лет, реальное время жизни высотного здания на 90–95% определяется его коммерческой эффективностью. На то, чтобы вернуть деньги, вложенные в строительство небоскреба, и получить запланированную прибыль, уходит не более 25–30 лет. Затем, если небоскреб вместо прибыли приносит убытки, его сносят. А разрушение такого здания — это и значительные энергозатраты, и сам по себе процесс вредный и опасный.
Людям не слишком комфортно жить в небоскребе, который постоянно покачивается от ветра. По мнению ученых, жилых небоскребов не должно быть в принципе. Максимальная приемлемая высота для человеческого жилья — высота дерева (5–8 этажей). Выше начинаются существенные изменения давления, а вместе с ними болезни и психозы, по которым уже собрана внушительная статистика. Во всем мире сегодня жилые высотки или стоят пустыми, или их используют в социальных целях — в них селят неимущих. Небоскребы обостряют все экологические и социальные проблемы, создавая скученность тысяч людей. Они провоцируют повышенное скопление транспорта и увеличивают пробки. Создают повышенную нагрузку на водопроводную систему, канализацию, создают проблемы с вывозом мусора, затеняют большие территории. По мнению ученых, вредно жить не только в самом небоскребе, но и вблизи него. В точки зрения видеоэкологии, монотонные плоскости небоскребов оказывают негативное визуальное воздействие на психику человека и способны провоцировать эпилептоидные состояния, вызывают близорукость и косоглазие у детей. Индекс небоскребов В 1999 году сотрудник гонконгского подразделения международного инвестбанка Dresdner Kleinwort Benson (тогда он назывался именно так) Эндрю Лоуренс, проанализировав экономическую историю ХХ века, пришел к интересному выводу: между строительством небоскребов и бизнес-циклами существует определенная устойчивая связь. Это явление получило название «индекс небоскребов». Э. Лоуренс обратил внимание на то, что годы строительства высочайших на тот момент зданий в мире предшествуют годам различных экономических кризисов. Последним примером в исследовании Эндрю Лоуренса, подтверждающим его наблюдение, были башни Petronas в Куала Лумпуре, Малайзия. Их начали строить в 1992 году и закончили в 1998 году — на фоне мощного азиатского финансового кризиса 1997–1998 годов. А самый последний пример: возведение самого высокого здания в мире — Бурдж Халифа в Дубае (ОАЭ). Оно началось в 2004 году, а закончилось в январе 2010 года, в разгар очередного мирового кризиса. Хотя «индекс небоскребов» и не является научным критерием, относясь скорее к разряду экономических анекдотов, у отмеченного Луоренсом совпадения есть вполне реальное объяснение. Строительство небоскребов — это огромные финансовые вложения и соответственно — риски. Поэтому масштабные проекты затеваются в период экономического роста, когда риски представляются минимальными. Подготовка к строительству и само строительство зданий занимает несколько лет. А так как за любым подъемом всегда следует спад, к моменту, когда строительство супернебоскреба завершается, экономика оказывается уже в другой фазе. Россия имеет собственный прецедент, подпадающий под теорию «индекса небоскребов» — «Москва-Сити». На сегодняшний день это самый крупный инвестиционный строительный проект в области недвижимости не только в Москве, но и в стране. Строительство было начато в 1996 году, а в 1998 году разразился очередной финансовый кризис. Комплекс небоскребов «Башня Федерация», инвестиции в который составили $450 млн, начали строить в 2004 году. В бытность правления столицей Юрием Лужковым умы градостроителей будоражила еще одна «высотная» идея — «Новое кольцо Москвы», согласно которой до 2015 года в мегаполисе предполагалось построить на 60 площадках 200 небоскребов различного назначения высотой более 30 этажей со средней высотностью 35–40 этажей. На сегодняшний день уже построено 3 здания из этой серии: «Эдельвейс» (43 этажа) на Давыдковской улице, Well House (43 этажа) на Ленинском проспекте и бизнес-центр «Соколиная гора» (35 этажей) на Семеновской площади. Еще три здания находятся в стадии завершения строительства: жилой комплекс «Континенталь» (48 этажей) на проспекте Маршала Жукова, бизнес-центр «Преображенский» (28 этажей) на Преображенской площади и жилой комплекс «Дирижабль» на Профсоюзной улице. Однако в прошлом году столичные власти решили отказаться от программы «Новое кольцо Москвы», как не соответствующей новой градостроительной политике. Многоэтажные комплексы не будут возводиться и в районах Новой Москвы, недавно присоединенных к городу. Подготовлено Ольгой Леонтьевой
Похожие новости: